Научно-техническая библиотека Донского государственного технического университета

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СЕРДЦЕ ПОЭТА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ

30.03.2016 г. в читальном зале гуманитарных дисциплин (ауд. 8-609) библиотекарем Еленой Сергеевной Сагирьянц и учащимися 10-х классов технического лицея была проведена литературная конференция «Сердце поэта». Мероприятие было посвящено Всемирному дню поэзии, который традиционно отмечается 21 февраля. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения поэта Н.С. Гумилева, 125 лет со дня рождения О.Э. Мандельштама, 80 лет со дня рождения Н.М. Рубцова, 129 лет со дня рождения Игоря Северянина  и 50 лет со дня смерти  А. Ахматовой.

 

Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Главная тема его творчества — тема мужественного преодоления. С годами в поэзии Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным.  Поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, ей свойственны необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора. Елена Сергеевна с чувством продекламировала отрывки из стихотворений: «Жираф», «Людям настоящего», «Правый путь», «Пророки», «Война», «Память»:

 

Я — угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле,

Я возревновал о славе Отчей,

Как на небесах, и на земле.

 

Еще один русский поэт «Серебряного века» - Игорь Северянин. "Чем проще стих, тем он труднее..."- было его девизом. Ориентация скорее на слушателя, чем на читателя, определила и особое строение стихов Северянина. Его поэзии свойственна мелодичность и благозвучие, стихи имеют близкое к романсному строфическое построение с многочисленными повторами и подхватами отдельных слов и целых фраз. Северяниным были изобретены десять новых стихоформ: "миньонет", "поэметта", "лириза", "дизель", "квинтина" и другие, обоснование которым он дал в неопубликованном труде "Теория версификации". В русле своих футуристических исканий занимался поэт и словотворчеством. Суть же поэзии И. Северянина в другом – в тончайшем лиризме, в изысканной элегантности, в изумительном чувстве ритма и в том, что вообще трудно определимо, поскольку речь идет о Поэзии. Как бы критики ни относились к пресловутым "Ананасам в шампанском!", как бы над ними ни иронизировали, забыть сразу, не почувствовать обаяния этого стихотворения невозможно:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

 

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

 

Игорь Северянин известен и как автор негромких щемящих строк о России, о своей судьбе:

Ты потерял свою Россию.

Противоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?

Нет? Так умолкни: увела

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Что толку охать и тужить –

Россию нужно заслужить!

В 1925 году написано не менее знаменитое стихотворение И. Северянина "Классические розы":

Как хороши, как свежи были розы 

В моем саду! Как взор прельщали мой! 

Как я молил весенние морозы 

Не трогать их холодною рукой! 

Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Великой княгини русской поэзии Анны Ахматовой, ее неповторимый стиль. В годы Первой мировой войны тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей высказать свое отношение к этому историческому событию. Елена Сергеевна продекламировали стихи Анны Ахматовой: «Муза ушла по дороге…», «Три осени».

В завершении конференции учащиеся лицея прочитали любимые стихотворения поэтов, вложив в исполнение всю душу.

 

Поделиться: