Научно-техническая библиотека Донского государственного технического университета

Виртуальная выставка "Наука: грани творчества"

Наука — это громадная сокровищница знаний, накопленных человечеством.

Н. К. Крупская

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных  знаний о  действительности.  Понятие науки довольно обширно и имеет важное  значение на протяжении своего существования. Само понятие "наука" в древности имело размытое представление и включало в себя знания, полученные из мифологии и наблюдений. Несмотря на изменения, произошедшие в Средние века, где наука стала иметь божественные предпосылки и исследования проводились под строгим надзором Церкви, было совершено несколько важных открытий. Со временем она стала включать как теоретические методы познания (логика, философия, ораторское искусство, наблюдение), так и практические (опыт, эксперимент).

Средневековые университеты, ставшие впоследствии центрами науки, сыграли важную роль в процессе  освобождения культуры от авторитета церкви, разделения философии и теологии, науки и схоластики.

У истоков становления опытной (экспериментальной) науки стоят фигуры Н. Коперника(1473-1543) и Галилео Галилея (1564-1642).

Ньютон - основатель классической механики. С позиции современной науки механистическая картина мира Ньютона кажется грубой, ограниченной, но именно она дала толчок для развития теоретических и прикладных наук на последующие почти 200 лет. Ньютону мы обязаны такими понятиями, как абсолютное пространство, время, масса, сила, скорость, ускорение;  он открыл законы движения физических тел, заложив основу развития науки физики.

Ньютон довел до совершенства язык математики, создав интегральное и дифференциальное исчисление, он - автор идеи корпускулярно-волновой природы света. Можно было бы и еще перечислять многое из того, что дал науке и пониманию мира этот ученый.

Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы целым каскадом научных открытий, которые завершили подрыв механистической концепции Ньютона. Это открытие элементарной частицы - электрона, входящей в структуру атома (Дж. Томпсон), затем - положительно заряженной частицы - ядра внутри атома (Э. Резерфорд, 1914 г.), на основе чего была предложена планетарная модель атома: вокруг положительно заряженного ядра вращаются электроны. Резерфорд также предсказал существование и еще одной элементарной частицы внутри атома - протона (что позже и было открыто). Эти открытия перевернули существующие до сих пор представления об атоме как об элементарной, неделимой частице мироздания.

Следующий ощутимый удар по классическому естествознанию нанесла теория относительности А. Эйнштейна (1916 г.), которая показала, что пространство и время не являются абсолютными, они неразрывно связаны с материей (являются ее атрибутивными свойствами), а также связаны движением между собой.

Наверное, никто не будет спорить с тем, что наука - это не только двигатель прогресса, но и один из самых прекрасных и полезных для человечества видов творчества. Каждое научное исследование - это процесс творения, каждый ученый - создатель, по-своему переосмысливающий и меняющий реальность. Как и все творческие люди, ученые знают, что такое вдохновение, как трудно его порой бывает найти и сохранить. Зато если находят, то потом с удовольствием делятся своей мудростью со всеми желающими - и это по-настоящему радует.

Виртуальная выставка «Наука: грани творчества»  посвящена литературе рассказывающей о науке и ученых. На  выставке  представлены книги об истории науки и техники, об изобретениях и изобретателях, о поэтапном развитии мировой и отечественной науки, о знаковых фигурах в научном мире в различные временные периоды и труды великих ученых. Виртуальная выставка содержит  6 разделов. Книги об ученых Дона  и  Донского государственного технического университета и их научные труды выделены в отдельных  разделах выставки. Экспозицию выставки дополняют издания о  перспективах развития современной российской науки, в них  и о стратегии  развития науки, https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/4125

научного потенциала высшего образования,  и  о преемственности обучения,  тенденции и ориентиры инновационного развития России. http://gorodn.ru/razdel/novosti_kompaniy/novye_produkty/19316/

1. История  науки

2. Развитие мировой науки

3. Российская наука

4. Наука Дона в лицах

5. Труды ученых ДГТУ

6. Перспективы развития российской науки

ИСТОРИЯ НАУКИ

Дело науки — служить людям.

Л. Н. Толстой

001(031) М 64     

Мировая энциклопедия. Наука и история: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 640 с.: цв. ил. -  ISBN 5-17-021373-5

В  книге представлена довольно подробная информация  по различным вопросам: космос, компьютеры, звукозапись, строительство и архитектура, медицина, спорт и др. Рассказывает  о величайших открытиях в разные исторические эпохи.

1(075.8) В 65                 

Войтов, А.Г. История и философия науки: учеб.  пособие для аспирантов/ А.Г.  Войтов. – М.: Дашков и К, 2005. – 691 с. – ISBN 5-94798-441-5

Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки).  Для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также для тех, кто стремится овладеть теоретической наукой как современной мудростью. 

001  М 14         

Майданов, А.С. Методология научного творчества/ А.С. Майданов. – М.: УРСС, 2008. –  506 с. – (Научная и учебная литература). – ISBN 978-5-382-00344-3

Книга посвящена анализу процесса научного творчества. Неординарные проблемы, их источники и способы постановки, подходы к решению, поиск оптимальных путей к открытию, методы решения научных проблем, в том числе  парадоксов – вот основной комплекс вопросов, рассматриваемых автором на основе обширного историко-научного материала.

Подробнее: Открыть полную версию виртуальной выставки

Открыть презентацию виртуальной выставки

Поделиться: